В.: Когда мы брали у тебя небольшое интервью во время карантина для нашего проекта «Пока все дома», я обратила внимание на то, как много ты читаешь, смотришь, увлекаешься многими вещами…По твоей речи понятно, насколько ты думающий человек и артист. По твоим работам на сцене видно, что все идет от головы. Это пришло само или педагог научил? Е.: Артист, конечно, должен быть образован и должен думать. Иногда, работая с молодежью, вводя кого-то в спектакль, я некоторые вещи подсказываю и понимаю, что они на многое не обращают внимание. Грубо говоря, принц – это не Базиль, а Базиль – не принц. Это разное поведение на сцене. Как мы говорили о роли Джульетты, начинать надо с самых простых вещей – как она побежит. В Джульетте ты выбегаешь и в Китри выбегаешь – это совершенно разная поступь на сцене. Для того, чтобы это понимать, ты же должен подумать. Часто просят назвать данные, которые необходимы для балета. Кто-то называет шаг, прыжок, трудолюбие, удачу, а я всегда говорю – нужна голова. Ты должен быть думающим артистом, постоянно расти и развиваться, задавать вопросы своему педагогу, мучить хореографа. В версии «Ромео и Джульетты» Григоровича есть сцена, когда Джульетта выпивает снотворное, у нее начинается видение – выходят женщины с лилиями. Мне было непонятно, кто эти люди. Тогда я не постеснялась спросить Юрия Николаевича, что он сам, как автор, хотел этим сказать. Он пояснил, что она не сразу отключается, под действием снотворного начинаются галлюцинации. Понимая суть каких-то мелочей, ты уже выстраиваешь по-другому свою работу. И так во всем... Если ты принц, это же другой век, стиль, другой костюм, тяжелые рукава, ты по-другому подаешь руку женщине, иначе на нее смотришь и общаешься, ведешь ее. Я в этом плане всегда была любознательной. Когда появился youtube, появилась возможность просматривать записи, я смотрела очень много. И даже когда его не было, я находила записи. В училище это не так просто было, нужно было прийти в методический кабинет, попросить, чтобы тебе поставили кассету, потратить на это время. Мой педагог, Гальцева Татьяна Александровна, рассказывала, что когда она мне сказала выучить вариацию Китри из III акта, я пришла к ней с расспросами – «А вот Екатерина Максимова делает вот так, а Людмила Семеняка – вот так, а Тимофеева вот такую редакцию танцует, а как мы с Вами попробуем?». Второй курс училища был. Я все просмотрела, проанализировала миллион вариантов. Мне повезло в театре, потому что я сталкивалась со многими хореографами, которые мне помогли развить эту любознательность, умение обдумывать. Один из моих любимых партнеров, Андрей Меркурьев, в свое время на репетициях мне говорил – сначала посмотри, потом будешь делать. И сейчас я вспоминаю, как это было мудро. Порой ты со своей торопливостью и спешкой упускаешь очень важное. Это великое умение – смотреть, видеть что-то хорошее, что можно взять от каждого и видеть, что не нужно брать. Был период, когда к нам приезжал Кобборг, мы ставили «Сильфиду». Он для меня великий драматический артист, очень глубокий. У него такая специфическая внешность, но ты абстрагируешься от нее. Он тоже многому меня научил – не просто порхать. Как Сильфида должна говорить, какие должны быть жесты. Мне было так интересно, я могла часами с ним отрабатывать мизансцены (
прим. Далее Екатерина нам показала, как можно жестами показать определенные детали, и тут нам стало очень жаль, что это не видео-интервью) В.: На карантине у Влада Лантратова была череда прямых эфиров, один из них был с тобой. И ты там тоже сказала, что новое поколение уже не с таким пиететом относится к балетным традициям. Я очень расстраиваюсь, когда такое слышу. Е.: Попадая в этот театр, ты должен понимать, какое счастье уже просто служить в нем. Ты не можешь прийти и стать в центр зала на репетиции. Сейчас все упрощено. Наверное, современные технологии так упрощают нам жизнь, что тебя ничего заставляет подумать самому. Ведь 10 лет – это целое балетное поколение. Когда мы пришли в театр, мы не могли даже сразу перейти на «ты» со старшими артистами. Это было уважение. Это и школьное воспитание, и родители. Возвращаясь к вопросу о данных, конечно, это все необходимо, и трудолюбие тоже, но нужно и размышлять, думать, даже во время репетиций. Тот же прыжок в «Сильфиде» и прыжок в «Дон Кихоте» – это совсем разные вещи. Сильфиде не нужно прыгать до потолка, ты приземляешься в плие, это тебя смягчает, и кажется, что ты на облачко приземляешься. А Китри – земная девушка, которая отталкивается от бетонного пола на площади, в туфлях. Мне все время именно так говорит Адырхаева – ты как будто на каблучках должна быть, это другой прыжок. Ты должен в себе это найти. А в «Коппелии» Сванильда – тоже импульсивная, но это не Жанна с флагом, которая несется. Это разный адреналин. А где изысканность и кружева? Я уж молчу про Лакотта…
(прим. Пьер Лакотт, хореограф) Там такие кружева, нужно в совершенстве обладать мелкой техникой и быстротой ног. Твои ноги разговаривают вместо тебя. Там нет никакой драмы, трагедии, не на чем выползти, но у тебя должен быть свободный верх и шустрые ноги. Как мне говорит Светлана Дзантемировна – «чтобы сидели и думали – ой, я тоже так смогу». Я часто слышу в свой адрес от коллег – «Ой, ладно, что тебе там делать!». С одной стороны, это комплимент. Но знали бы вы, сколько я бьюсь над этим в зале, и что мне это совершенно не легко. Сколько всего ты делаешь, чтобы создать эту иллюзию, что тебе легко, чтобы улыбаться во время исполнения каких-то технических вещей. Даны могут быть какие-то вещи – стопа красивая, ножки длинные, сложение, талант все-таки, музыкальность, выворотность, а остальное это все твой труд.
В.: А что именно тебе было дано, а что ты нарабатывала? Е.: Вот мы ранее пришли к выводу, что у меня была любознательность в профессии. Когда я была маленькой, появились первые кассеты, мама мне купила «Жизель» с Бессмертновой, «Щелкунчик» с Архиповой, «Лебединое» с Майей Михайловной Плисецкой. Я их досматривала до дыр. Были каникулы, я приносила завтрак в комнату и смотрела. Что там находила маленькая девочка?... Еще у меня всегда было достаточно легкое вращение от природы. Фактура, наверное. Ножки от родителей (
улыбается). От мамы – форма, от папы – длина. У мамы очень изысканная щиколотка, а папы очень длинные ноги. А все остальное… Коленки у меня торчали, и после того, как мне об этом сказали, я просто держала эту мысль в голове, и до сих пор держу. Поэтому я всегда удивляюсь, когда слышу заблуждение, что балерине не нужно думать…
В.: Я тоже с этим согласна, а второе заблуждение – это то, что можно смотреть балет без подготовки. Е.: Конечно, нужна подготовка. Никто не заставляет зрителя разучить балетные па и их названия, но изучить произведение, на которое ты идешь, наверное, ты должен, а может быть даже и не по краткому содержанию.
В.: Желательно прочитать Гайд от Большого эксперта (смеется) Е.: Конечно, перед спектаклем нужно освежить в памяти, чтобы понимать, о чем идет речь. У тебя будет другой интерес к происходящему на сцене.
М.: На этой вдохновляющей ноте мы завершим наше интервью. Спасибо тебе огромное за столь долгий увлекательный разговор.