М.: Артемий, в аспирантуру тоже потом пойдешь? А.: У меня такая история: когда я закончил балетмейстерский факультет МГАХ, где 5 лет учился (кошмар, как долго), я сразу поступил в аспирантуру, проучился год. Потом произошла сложная ситуация — ушел руководитель моей работы, композитор Ю.Б. Абдоков. Сейчас он преподает в Консерватории. Я не увидел на тот момент другого человека, с которым мог бы продолжить работу по интересной для меня теме, а поступать в Консерваторию я был не готов, так как это был не совсем понятный мне путь на тот момент. По этой причине я остановился. Потом так сложилась моя жизнь, что мне показалось более важным получить прикладное образование, нежели научный статус, и я поступил на государственное муниципальное управление.
В.: Мы, как представители «земных» наук, знаем, что сегодня специалист ценится главным образом своим практическим опытом. При вашей занятости уделять время еще и этому очень трудно. Даша, чем ты руководствовалась, когда решила получить еще и экономическое образование? Д.: В этом направлении у меня нет мыслей на будущее. По второму образованию я – менеджер исполнительских искусств. Это организация гала, выездов, гастролей…
А.: Только не говори, что ты сейчас это не применяешь, потому что ты занимаешься этим в нашей организации «Культурные люди».
Д.: Применяю. Но на тот момент это было просто необходимой ступенью для поступления в аспирантуру. Мне нужно было закончить магистратуру. Я не хотела идти на педагогический факультет. Я бы сразу пошла на искусствоведение, но МГАХ закрыл магистратуру по этому направлению.
М.: Артемий, Википедия про тебя пишет, что ты — основатель некоммерческой организации содействия развитию культуры и искусства «Культурные люди». Что это за странные делишки такие? (смеются) А.: Википедия? Вот это новость!
(улыбается) Во-первых, я — один из основателей. Мы создали эту организацию втроем — с Дашей и моим однокурсником в РАНХиГС Дмитрием Умниковым, он тоже работает в театре. Через пару месяцев обучения в РАНХиГС стало ясно, что без прикладной работы и практического опыта защититься у нас не получится. Все ориентировано на то, чтобы мы могли применять на практике полученные знания. Мы долго выбирали форму, в которой сможем вести свою практическую деятельность. Форма автономных некоммерческих организаций нам подошла, как наиболее юридически открытая к взаимодействию с различными структурами. При этом данное направление ближе всего к государственному управлению.
В.: Что представляет собой эта организация? Чем конкретно вы занимаетесь? Д.: Мы провели несколько конкурсов.
А.: Опытные люди говорили нам, что некоммерческие организации создаются в двух случаях: либо вы придумали конкретно, что вы будете делать, и под это создаете организацию, либо уже во время ее существования придумываете свое направление. У нас получился скорее второй путь, хотя и смешанный. Изначально мы хотели заниматься одним, а когда открыли свою организацию, получилось, что это дело больше относится к среде предпринимательства. Поэтому начали переключаться на другую систему функционирования. Начали с небольших проектов, в том числе это был интерактивно-образовательный спектакль «Щелкунчик» для детей, проводили мастер-классы по классическому танцу среди непрофессионалов в Подмосковье, также делали детский конкурс. До этого у нас был межрегиональный конкурс проектных инициатив. Силами организации мы смогли привлечь людей, заинтересованных в изменении современного социально-культурного окружения. Это люди, готовые что-то создать, но не имеющие соответствующих знакомств в этой среде. Подчеркиваю, речь идет не о финансовой составляющей, а именно о подходящей почве. Мы многих связали с продюсерами и спонсорами. Следующий проект – профессиональный конкурс самодеятельных групп из нашей балетной среды, название которого «Культурные сезоны». Это долгосрочная программа развития, в нее входят разные конкурсы, которые мы планируем, не только хореографические, но и музыкальные. Есть и другие идеи. Проект будет развиваться.
Д.: У нас есть сайт
(https://www.culturalpeople.ru/Лица/ прим.). А.: Сайт, который в условиях ограниченности бюджета некоммерческой организации мы вынуждены вести сами.
М.: У нас такая же ситуация (смеется) А.: Вы можете понять, что это за труд. К сожалению, недавно произошел системный сбой, и значительное количество информации о проведенных проектах не сохранилось.
В.: Ребята, спасибо за эту встречу, нам было очень интересно с вами!