Знаете, мне повезло. С первого дня моего заточения, который я отсчитываю с 29 марта, у меня на даче были и станочек, и линолеум. Так что, к счастью, возможность заниматься и поддерживать форму у меня присутствовала с самого начала карантина.
Как часто я это делаю? У меня нет особого режима. Иногда делаю это с удовольствием, а иногда приходится себя заставлять, и я думаю многие меня поймут, потому что все люди уже немного лезут на стенку от однообразия нашего существования сейчас, как бы мы ни старались разнообразить и внести множество занятий в нашу жизнь.
Эти полтора месяца я занималась с Геннадием Яниным, и в этом нам помогала прекрасный концертмейстер Большого театра Елена Праздникова. У нас была живая музыка. Думаю, это единичный случай сейчас в мире, чтобы была такая возможность по Zoom. Спасибо им огромное и низкий поклон. Потому что артист — всю жизнь ученик, и мы должны подчиняться кому-то и быть дисциплинированными.
Конечно, были дни, когда я занималась и сама, когда я пробовала что-то другое, но дисциплина в нашей профессии для меня на первом месте. Сама я могу оттянуть занятия до позднего вечера, а когда у тебя есть время урока, к этому времени ты уже встал, умылся, позавтракал и погрелся.
Как вы знаете, многие артисты этим уже поделились, у нас появились классы, есть хороший выбор. У нас сейчас дает класс А.Н. Ветров, В.Н. Барыкин, также сейчас подключилась Н.Л. Семизорова… Знаю, что была Н.А. Грачева, возможно, будет М.Е. Алаш. Все педагоги активизируются и стараются помочь артистам, за что, конечно, им низкий поклон, потому что это особенно тяжелое время для спортсменов и артистов.
Я для себя открыла велосипедные прогулки, достаточно долгие – по 3-4 часа, потому что пока я выйду из своего поселка – это уже занимает время. Но я не покоряю длительные дистанции, не покоряю скорость. Мои прогулки – это скорее наслаждение природой, наслаждение красотами, то есть я созерцаю. Я, так сказать, движущийся созерцатель. Плюс, в некоторой степени, это дает небольшую кардио-нагрузку. Специально йогой или гимнастикой не занимаюсь.
День получается довольно однообразным. Старюсь не позволять себе долго спать, я знаю, что выйти из режима очень легко. Режимом я называю то, когда ты до 4-5 утра можешь читать, смотреть, а потом лежать в кровати до 3-х дня, и для меня это — нарушение режима. Я все-таки стараюсь себе такого не позволять. У меня стоит будильник, не на 6 утра, конечно, на 9:00-10:00, в зависимости от того, буду ли я заниматься в этот день. Дальше, как и у всех, идут завтрак, процедуры, потом — занятия, а далее какие-то вещи для себя: почитать или что-то посмотреть, повышивать, порисовать, что-то поизучать, с чем-то новым познакомиться, что-то послушать, погулять или что-то приготовить.
Не могу сказать, что я открыла в себе что-то новое. В связи с моей профессией редко удается себя чем-то занять именно из-за нехватки времени. И даже те немногочисленные часы, которые находишься дома, хочется расслабиться и отдохнуть. Несмотря на то, что всегда говорят, что балерины не думают головой, хочется, чтобы голова все же отдохнула. Я всегда чувствую, что сигнал идет именно оттуда, и это именно то, что нуждается, в первую очередь, в отдыхе. Много информации, много целей, которые я ставлю себе, поэтому голова должна отдыхать.
На этих вынужденных каникулах (улыбается) я прочитала «Превратности судьбы Рудольфа Нуреева» (прим. «Рудольф Нуреев на сцене и в жизни. Превратности судьбы»), автор Диана Солуэй. Это биографическая книга, написанная не им, а «глазами» этой женщины. Это взгляд со стороны, очень интересно. В связи с тем, что у нас планировалась премьера «Мастера и Маргариты» (прим. спектакль отменен в Большом театре из-за карантина), конечно, я вернулась к этому произведению. Можно сказать, что оно для меня по-новому открылось. Все мы знаем, когда мы молодые, что-то мы читаем по косой… Так, например, «Война и мир» — сцены войны читались именно по косой, а все остальное в этой книге было прочитано мною добротно. Возвращаясь к «Мастеру и Маргарите», это, конечно, книга и фильм (телесериал) Владимира Бортко 2005-го года с потрясающими О. Басилашвили, А. Ковальчук, А. Галибиным, в ролях Воланда, Мастера и Маргариты. Вообще, весь состав актеров высочайшего уровня, те же В. Галкин, А. Абдулов и, кстати, еще К. Лавров произвел на меня очень большое впечатление в роли Понтия Пилата.
Также мне хотелось посоветовать всем зрителям одну из первых моих самых трогательных, романтических, любовных историй – «Поющие в терновнике» австралийской писательницы Колин Маккалоу. И обязательно посмотрите фильм (прим. мини сериал) Дэрила Дьюка с невероятным актером, который доводил меня до мурашек — Ричард Чемберлен в роли отца Ральфа де Брикассара. Еще мне бы хотелось вам посоветовать два фильма Франко Дзеффирелли, один из них это — «Иисус из Назарета», который я посмотрела только сейчас, с Робертом Пауэллом в роли Иисуса. Это до слез трогательно, до слез глубоко снято. Естественно, один из самых его известных фильмов — «Ромео и Джульетта» с Оливией Хасси в роли Джульетты. Это картина тоже до мурашек, повышает сердцебиение. Чудесная картина, да… Сейчас, я читаю роман еврейского писателя-драматурга Шолом-Алейхем «Блуждающие звезды».
Сейчас мы осознали, что скучаем по тем вещам, которым ранее не придавали особого значения и раньше не ценили так высоко. Это свобода передвижения, свобода в том, что делать, куда пойти, с кем общаться. Оказавшись взаперти, мы всего этого лишены. Раньше ты сам выстраивал свой график, а сейчас жизнь внесла коррективы. Конечно, это невозможность пойти на любимую работу, невозможность творить. Этот стоп, который отзывается в ушах эхом, стоп на неопределенный срок – это очень непросто. Как человеку творческому, и как человеку, живущему этим, мне именно этого не хватает. Больше всего даже не хватает того, что я должна подняться, иногда через не могу, иногда через не хочу, иногда через огромную усталость, идти на работу и продолжать свой процесс. Кто бы мог подумать, что я буду сидеть и ждать, когда же мы сможем вернуться и приступить. Непростой период.
Конечно, очень скучаю и по общению, как я сказала, по свободе своего выбора: сегодня встречаешься с друзьями, завтра идешь в кино, послезавтра можешь посетить определенный театр, утром еще не было планов, а вечером оказываешься в прекрасной компании на совершенно потрясающем драматическом спектакле. Этого не хватает.
Что бы я хотела сделать, если завтра снимут ограничения?.. Интересный вопрос. Самую малость. Когда я еду на велосипеде или занимаюсь у станка дома, смотря в окошко на прекрасную природу, невозможную красоту, я думаю, как бы мне хотелось оказаться в каком-то уютнейшем кафе и просто заказать себе чашку капучино, сидеть со своим товарищем или другом и разговаривать просто ни о чем. И эти минуты стоит так ценить, когда ты можешь никуда не спешить. Это, возможно, примитивно, но это то, что бы я сделала самым первым.
По поводу моих ролей, которые хотелось бы станцевать сейчас, не могу выделить одну. Натыкаясь в социальных сетях на отрывки спектаклей, это и «Легенда о любви», это и «Евгений Онегин», и «Жизель», и «Баядерка», и «Раймонда»… а совершенно потрясающий спектакль – «шампанское», как я его называю – «Дон Кихот»! Как можно выбрать что-то одно? Я скучаю по всем моим «девочкам». «Девочками» я зову моих героинь. После этого перерыва, дай бог нам всем сил и здоровья все это пережить, чтобы мы вернулись, думаю, что многое изменится. Накопится, что сказать нового в каждой моей героине.
В первую очередь, хочу пожелать всем мира в душе, спокойствия в завтрашнем дне, огромной любви в сердце и пусть каждый день жизни наполняется гармонией, уютом и красотой. Пусть исполнится все то, что казалось и кажется мечтой. Конечно, в это нелегкое время, хочу пожелать всем терпения, выдержки! Я очень надеюсь и верю, что мы все снова встретимся в нашем любимом Большом театре и еще не раз проживем истории любимых героинь.
Я очень скучаю по своему зрителю. Все, что я делаю в своей профессии, все, что переживаю, за что борюсь, это, конечно, для зрителя, для людей, сидящих по ту сторону рампы. Порой так углубляешься и проживаешь свою роль, существуешь Жизелью на данный момент, даже не всегда вспоминаешь, что со стороны смотрят люди, хотя я никогда об этом не думаю по ходу… Но конец спектакля, гром аплодисментов, крики «браво», вызовы за занавес никогда не дадут забыть о той любви и о том тепле, которыми окутывает тебя зрительный зал. Это то, ради чего ты работаешь, и то, за что я люблю мою профессию и преклоняюсь перед ней. Всех обнимаю, всем терпения, здоровья, берегите себя и близких, держитесь и до новых встреч!