М.: Считай, что станцевал! Сейчас мы наблюдаем тенденцию, что многие молодые артисты уже пробуют себя как хореографы. Как труппа воспринимает это?
И.: Я не знаю, как труппа воспринимает. Я могу отвечать только за себя. Я в этом случае выступаю работником. Есть молодые хореографы, с которыми бы мне хотелось поработать. Но их пока не приглашают в Большой театр. Поэтому я буду для себя искать какие-то другие выходы, чтобы с ними поработать. Если мы говорим про театр, то есть установленный перечень премьер. Хореограф сам выбирает артистов. Я воспринимаю это так… Хорошо, что дают шанс молодым.
В.: Ты, как артист, готов воспринимать и слушать поучения от молодого хореографа, с которым еще вчера стоял вместе у станка?
И.: Это все зависит от идеи и того, сможет ли хореограф меня заинтересовать. Просто зачастую мы не выбираем, с кем и как нам работать. Наверное, в этом кроется основной ответ. Не нужно забывать, что несмотря на то, что мы — артисты, мы, в первую очередь, работники. Это не вопрос наших «хотелок».
В.: Несмотря на то, что среди балерин есть конкуренция, тем не менее, как мы знаем, у них развита взаимопомощь. У мужчин так же? Можете помочь друг другу с порядком, посоветоваться или вы все очень индивидуальны и обособленны в работе?
И.: А для чего советоваться? Я не думаю, что девочки прям ходят друг к другу и спрашивают: «У меня нормальный пирует?» Если я что-то не понимаю, я могу подойти к другому артисту и узнать что-то или я могу что-то посоветовать, если меня попросят. Это все зависит от отношений между людьми. А как можно не помочь, если человек просит показать ему порядок? Например, когда мы репетировали «Зимнюю сказку», я часто советовался со своим товарищем Денисом Савиным. Мы же люди, не животные. Хотя даже животные помогают друг другу. Мне всегда хочется сказать: «Люди, очнитесь, нет никаких стекол в пуантах!»
В.: А я вот хочу с тобой не согласиться. Во многих структурах, даже если мы говорим не про спорт и не про танцы, тебе никто не поможет. Это я знаю по своему опыту.
И.: Я понимаю, что мы живем в своем маленьком мирке, а за его пределами существует аквариум с акулами, где люди не будут ничем с тобой делиться, лишь бы ты не урвал их кусок и не заработал их денег. В нашей сфере, мне лично кажется, стоит поделиться какими-то знаниями, если тебя просят.
М.: У вас вообще существует конкуренция между мужчинами в труппе? Или это больше женская прерогатива?
И.: Я скажу так. Балерины иногда следят и обсуждают, что, кто и как станцевал. Мне все равно. Раньше я обращал на это внимание, ходил, смотрел. Сейчас часто танцуют молодые дарования, я видел некоторые выступления, и я могу только сказать, что они молодцы, если справились. Я не понимаю, когда люди, достигшие наивысшей ступени иерархической лестницы, что-то обсуждают. В чем их проблема? Когда пришел Махар Хасанович, он постарался добавить немного спортивной конкуренции, чтобы ребята привносили что-то новое в спектакли.
М.: Мы не можем не поговорить о текущей ситуации с вирусом, карантином и т.д. Расскажи, как проходит твоя самоизоляция, как поддерживаешь форму, и как вообще настроение?
И.: Отличное. В любом случае, когда-то это закончится. Сейчас самое важное — это сохранить свое здоровье и быть готовым к тому, что рано или поздно придется выйти на сцену. Безусловно, дома держать форму очень тяжело. Это своеобразная проверка на прочность, насколько ты любишь и дорожишь своей профессией и своим состоянием тела. В плане поддержания формы у меня нет никакой системы. Я не занимаюсь ежедневным классом. Я могу покачать мышцы пресса, поотжиматься, на руках постоять. Два дня я занимался контемпорари вместе с Сашей Могилевым. На стенку я не лезу от того, что не выхожу из дома. Лишний вес не набираю.
В.: А есть какое-то понимание, если театр закрыт до 30 апреля, как и когда вас начнут запускать на репетиции?
И.: А у тебя есть понимание, что дальше будет? Я себя настраиваю на худший расклад. Многие театры в Европе уже закрыли этот театральный сезон. Внутренне я готов, что этот театральный сезон уже не восполнится. Так что у меня нет никакого понимания, когда откроется театр, что с нами будет, и какую зарплату мы все получим. Нам на эту тему никто не сказал ни слова.
В.: А какое у тебя отношение ко всей этой ситуации? Ты считаешь правильными все эти меры, которые предпринимает правительство?
И.: Я считаю, что меры, которые предпринимаются по всему миру для того, чтобы максимально удержать распространение вируса, пока не изготовлена и не протестирована вакцина, наверное, правильны. Конечно, с точки зрения людей, которые связаны с бизнесом, это крах системы их ценностей. Та жизнь, которую мы знали вчера, уже не имеет ничего общего с той, которой мы живем сегодня. Если говорить глобально, мы должны сделать какие-то выводы на будущее и понять, что все может измениться в любую секунду. У артистов такое бывает – сегодня ты танцуешь, выходишь на сцену, потом что-то случается, какая-то травма, и ты выбываешь. Многие артисты с этим сталкивались, и это не самое приятное в жизни время. Я не хочу говорить, что кто-то нас посадил, усадил, вселенная или кто-то еще, но, наверное, этот момент дан нам чтобы понять, в каком направлении двигаться дальше. Я вижу, что у многих людей паника и непонимание. Но в то же время вижу много адекватных людей, которые воспринимают эту ситуацию спокойно и даже стоически. Если мы говорим про экономику, то самое неприятное это то, что никому непонятно, что будет дальше, куда это всех выведет, и какие меры будет дальше предпринимать государство для поддержания или, наоборот, полного уничтожения существующего экономического строя. Зато многим стало понятно, что они могут работать на «удаленке»… И Москва стала прекрасна без машин!
В.: Правда, только вот ездить особо некуда. Игорь, спасибо огромное за то, что уделил нам столько времени!
Фото обложки — Юлия Бородина