ПО СЛЕДАМ ЖИЗЕЛИ...
ПО СЛЕДАМ ЖИЗЕЛИ...
В минувшие выходные Большой театр представил нам беспрецедентное количество дебютов - в одном блоке "Жизели" в главных партиях впервые вышли три исполнительницы главной партии и один новый Альберт. Всю неделю поклонники-театралы и критики обсуждают и сравнивают дебютантов. Мы тоже вдохновились этим событием и поговорили с каждым из них о том, как готовилась партия, об эталонных исполнителях и их собственных впечатлениях от премьеры
ЕВА СЕРГЕЕНКОВА
Фото - Дамир Юсупов
Мне кажется, что первый спектакль «Жизель» я увидела в Кремлевском театре, меня тогда поразил второй акт, его магия, приглушенный синий свет и эта пронизывающая душу музыка. Это было ещё до учебы в академии. А открыв для себя интернет-ресурсы , я смогла смотреть не только артистов наших театров разных поколений, но и западные редакции. Конечно, Галина Сергеевна Уланова является для артистов Большого театра эталонным образом Жизели, так же как и Наталья Игоревна Бессмертнова. Как прекрасны записи Людмилы Ивановны Семеняки, Надежды Васильевны Павловой! Но все они разные. И потому я считаю опасным обретать лишь один эталонный образ, его можно начать невольно копировать. Балерины, исполнявшие этот балет в последнем блоке также являются примером, которым можно бесконечно восхищаться. Сидя в зале, ощущаешь как мурашки бегают по коже.

Готовить партию Жизели мы начали еще в прошлом году, после этого был большой перерыв. Примерно два с половиной месяца мы готовили этот спектакль в этом году. Сложности - всегда неотъемлемая часть работы. Это касается как техники классического танца, так и работы над образом. Все должно быть естественным, и в то же время ты должен пропустить через себя то, что мог прежде не испытывать. И на контрастную смену образа Жизели после сцены её сумасшествия и смерти уходят душевные силы.

В подготовке этого балета со мной работала мой педагог Мария Евгеньевна Аллаш и педагог Артемия Белякова Александр Николаевич Ветров. Мы обсуждали, каким характером обладает Жизель, действительно ли Альберт её любил. Важно углубляться в историю создания спектакля, который ты готовишь. Мне нравится слушать лекции о балете, читать литературу, связанную с ним, старинные гравюры тоже можно смотреть, чтобы прочувствовать дух времени. Очень люблю смотреть столько записей, сколько можно найти. Удалось даже найти отрывок с Ольгой Спесивцевой. Очень интересно, как каждый интерпретирует свою индивидуальность. Это позволяет не зацикливаться на одном варианте исполнения. Очень хотелось найти свою героиню.

Для меня танец - это большое счастье. Об этой партии можно только мечтать, поэтому я благодарна моим педагогам за каждодневные репетиции, за силы и заботу. Благодарна партнерам по сцене, всем старшим коллегам, вводившим меня в спектакль. Какая честь для меня была танцевать с Артемием Беляковым и Денисом Савиным в одном составе!

Безусловно, нужно работать над партией на протяжении всей жизни, если ты исполняешь её. В этом состоит смысл нашего дела - стремиться к самосовершенствованию.
ЕЛИЗАВЕТА КОКОРЕВА
Честно говоря, не помню, когда я в первый раз увидела балет «Жизель», думаю, совсем еще малышкой. У меня нет одной любимой исполнительницы этой роли, так как все, кто танцует эту партию, исполняют ее настолько по-своему, и в каждой можно найти то, что откликнется и будет ближе всего к тебе.

Времени на подготовку такого сложного балета было совсем немного. Репертуар в Большом театре очень насыщенный, и не было возможности посвятить подготовке должное количество времени. Но это мое мнение, потому что я считаю, что для подготовки такого рода партии нужно больше, чем три недели . А вторая сложность - это то, что не только я, но и мой партнёр впервые выходили в этом спектакле, к тому же еще и без прогона. Но с другой стороны из-за того, что мы оба - дебютанты, мы могли вместе искать и пробовать характер героев и хореографические нюансы. И это было очень приятно и интересно – вводиться в этот спектакль с Дмитрием Смилевски. Я очень благодарна педагогам и Дмитрию, что мы решились на многие элементы, которые редко исполняются и не приелись зрителю.

Готовили этот балет с нашими педагогами-репетиторами - Марией Евгеньевной Аллаш и Андреем Леонидовичем Болотиным. Они проделали огромную работу, и я думаю, что для них это был тоже большой и интересный опыт, так как они не исполняли данные роли в этом балете. Также хочу отметить, что перед Марией Евгеньевной стояла очень сложная задача: подготовить трех новых исполнительниц этой партии, и на мой взгляд она справилась с этим очень профессионально, выпустив на сцену трех совершенно разных Жизелей не только по характеру, но и по хореографическому тексту. Для каждой она проделала большую совместную работу, выделяя особенности, подчеркивая достоинства каждой.

При подготовке я пересмотрела очень много вариантов этого спектакля, но опиралась больше на старые записи и на свое видение этой партии. Смотрела записи с Улановой, Бессмертновой, Макаровой, Павловой, Карлой Фраччи, Колпаковой, Мезенцевой и другими. Но несмотря на такое количество просмотров легендарных исполнительниц, мы с моим педагогом старались найти то, что будет естественно выглядеть именно в моем исполнении.

Я до сих пор не могу отойти от этого спектакля, не верится, что я вышла в роли Жизели на сцене Большого театра России. Я считаю, что эта партия -очень важная ступень в сценической жизни каждой балерины. Я счастлива, что это произошло со мной. И я очень благодарна руководству за такую возможность и доверие.

Сейчас я работаю по репертуару. Также 23 февраля планируется дебют Жанны в балете «Пламя Парижа», но спектакль будет закрытым.
ЭЛЕОНОра севенард
Фото - Дамир Юсупов
Сейчас уже сложно сказать, когда я впервые увидела «Жизель», точно так же, как и затрудняюсь выбрать одну самую интересную исполнительницу. Во время подготовки я очень много смотрела, и, честно говоря, у каждой из балерин, будь то наше поколение или предыдущее, я видела столько интересных моментов, все хотелось примерить на себя и в итоге найти своё.
Ведь в этом спектакле очень важна искренность и естественность, по крайней мере для меня это было первостепенно.

Спектакль мы начали готовить основательно после 3 января, когда я станцевала последний «Щелкунчик» в этом сезоне, до этого брали вариации отдельно, но не все сразу. Работала с моим наставником - Марией Евгеньевной Аллаш. Если честно, не представляю, как она выдержала сразу три дебюта своих учениц, но надо сказать, что Мария Евгеньевна ни разу не показала усталость, наоборот, горела работой с каждой из нас .После моей премьеры многие спрашивали ее как она, очень ли устала, но Мария Евгеньевна сказала, что ей было очень интересно готовить этот спектакль, ведь все мы очень разные, и каждая привнесла что-то своё .

Я не спала ночью после спектакля и весь следующий день был, как в тумане. Сцена сумасшествия наложила свой отпечаток, одно дело репетировать в зале, но когда ты находишься на сцене, все актеры входят в образ, оркестр, зрители - это сильный эмоциональный момент спектакля, сложно даже подобрать слова.

Мне всегда сложно отвечать на вопрос, довольна ли я спектаклем, все было хорошо, но всегда есть то, что можно сделать лучше. Артисты находятся в вечном поиске. В целом, я получила удовлетворение от спектакля, от роли, для меня этот спектакль был особенный!

Вот уже я несколько дней репетицию Эгину из балета «Спартак», абсолютно другой характер, в первый день было сложно переключиться с «Жизели». Новых премьер пока нет, но у меня впереди очень насыщенный месяц: «Танцемания», «Орландо», «Дон Кихот», «Баядерка» и «Четыре персонажа в поисках сюжета».
дмитрий смилевски
Сложно сказать точно, когда я впервые увидел этот спектакль. Так как, когда у тебя балетные родители, в детстве часто бывает такое, что просто не с кем оставить дома ребенка, и его приходится брать в театр. Вот наверное именно так я впервые и посмотрел Жизель.

У меня нет любимого Альберта. Точнее сказать, есть, но он не один. Так как с детства я часто видел своих родителей на сцене, наверное больше всего на меня повлиял Альберт моего отца - Георги Смилевски. Лет в 15 я случайно попал на спектакль Сергея Полунина вместо папиного, и вот в моей жизни появился второй интересный Альберт. Ну и конечно же, если взять то поколение, которое я не застал на мировой сцене, могу выделить Михаила Барышникова и Михаила Лавровского.

Работать над партией мы начали с самого начала января. Сложностей было много. Поиск образа, и его разница в 1 и 2 акте, техника. Время идет, и балет тоже не стоит на месте. Мы много экспериментировали, чтобы найти то, что подойдет именно мне. Ну и конечно же, дуэт - старались повторить какие-то вещи со старых записей, как было поставлено раньше, это возможно сложнее, но сейчас уже точно знаю, что оно того стоит, потому что красиво.

Над партией мы работали с моим замечательным педагогом Андреем Болотиным, с самой Жизелью - Елизаветой Кокоревой и ее прекрасным педагогом Марией Аллаш. Также в рабочем процессе принимал участие руководитель нашей труппы, Махар Хасанович Вазиев.

Я всегда хотел станцевать Жизель. Наверное, это единственный классический спектакль, в котором я мечтал выйти еще с детства. И вот спустя несколько дет ожидания - крестьянский танец, вставное па де де, затем я смог исполнить партию Альберта. Я безумно счастлив, что все сложилось именно так. Огромная благодарность руководителю за доверие, педагогам за проделанную работу, партнерше за те эмоции, которые были на сцене, и зрителю за то, что так принимали нас. Конечно, были моменты, которые хотелось бы исправить, как в дуэте, так и в технике, и образе. Надеюсь, у меня еще будет возможность поработать над этим балетом.

Антраша или бризе? Я скажу бризе! Но так, как это делал Барышников я больше не видел ни у кого. Когда меня первый раз вызвал Махар Хасанович и сказал, что у нас с Лизой будет Жизель, объяснил, что в коде нужно сделать 39 антрашасисов, я сначала посмеялся, но потом понял, что это все достаточно серьезно. В какой-то момент я даже решил сделать 40, но оставлю эту идею на следующий спектакль.

На данный момент репетирую то, что уже танцевал. Но надеюсь, что скоро получится выйти партии Люсьена в фрагменте балете Пахита.