В.: Еще одно твое воплощение русской классики на сцене – Печорин в балете «Герой нашего времени». Как тебе пришлось сочетание «лермонтовской» классики и музыки современного композитора? Есть ли разница – работа с современным композитором и с музыкой старых мастеров?
Р.: На мой взгляд, когда музыка пишется под определенный спектакль, это лучше. Так, например, было у тандема Григоровича с Хачатуряном. В чем плюс? Это как вы заказываете автомобиль под себя и со всеми опциями на свой вкус. Простой пример (улыбается). Это работает на пользу, не приходится искать какие-то акценты. Композитор и хореограф работают слаженно вместе, и все будет логично. Были сложности с темпами, поначалу они были слишком быстрые, но это не такая большая проблема, если композитор не против их поменять. И дирижеры на это идут. Все-таки спектакль собирается постепенно, не с первого раза. И уже к 5-10 спектаклю и темпы «устаканиваются», и все срастается, спектакль начинает жить.
В.: Нам известно, что балерины имеют возможность договориться с дирижером о темпе. А у мужчин подобное практикуется?
Р.: Да, и на моей практике было такое. Но теперь говорю ученикам: темпы на сцене могут быть абсолютно разные. Сегодня один дирижер, завтра - другой, он встал с одной ноги – быстро, с другой – медленно. Дирижер может прийти на репетицию, послушать, но бывало, договаривались заранее, а на сцене выходило все наоборот. Поэтому нужно привыкать, нужно уметь адаптироваться, исходя из конкретной ситуации на сцене, потому что ни зрителю, ни руководителю не станешь объяснять: «Знаете, это не я, это просто такой темп был сегодня». Это же смешно.
В.: «Герой нашего времени» - бессмертное произведение. По образу хореография несколько осовременивает героев, актуализируя их к нашим дням. Образ твоего Печорина ближе к классической интерпретации, или же ты тоже его видишь более современным?
Р.: Наша задача в первую очередь - передать то, что хочет от тебя постановщик, хореограф, режиссер. Уже потом ты что-то добавляешь и, если это идет на пользу, как они считают, это остается. Что касается «Героя», это произведение, которое в школьные годы я прочитал за ночь. Оно хорошо написано, не затянуто, нет ненужной тягомотины. Образ очень интересный, он такой естественный, просто не повезло человеку в судьбе. Мне не приходилось что-то надумывать. Это простая жизненная ситуация, те же наши дни, если поменять антураж и костюмы. Всегда есть подобные люди – изгои, лишние, может, они и сами себя такими чувствуют, может - нет.
В.: Люди, которые не умеют вовремя принять решение или сделать выбор?
Р.: Возможно, так. В силу своей надуманности, сложности. Это все было в то время, когда произведение написано, и будет продолжаться в любые времена все равно. Это настолько жизненный сюжет, он мог произойти в любое историческое время, и в современном мире тоже.
В.: В рамках своей одноактной части балета ты танцуешь с двумя партнершами, совершенно разными героинями. Сложно переключаться?
Р.: Здесь мы с вами возвращаемся в начало нашего разговора про осмысление. Есть движение, а есть смысл. Как и мы с вами, с одним человеком мы дружны, с другим безразличны.
В.: Да, однако в обычной жизни мы не можем переключиться сразу, а вы на сцене это делаете на раз.
Р.: Нас этому учат с юности, в процессе репетиционного процесса это получается уже довольно естественно. Плюс - понимание того, что происходит в данный момент на сцене.
М.: Интересно: то, что может казаться зрителю сложным, артистам дается легко, или наоборот.
В.: Ты сказал, что никогда не смотришь другие спектакли, в данном случае тоже? Ты не смотришь на других Печориных? Это тебе не нужно, чтобы собрать ваше трио в конце?
Р.: Мне кажется, что у Кирилла Серебренникова в том и была задумка, что это должны быть три разных человека, три поколения, три разных образа. Я не смотрю, в принципе, еще и потому, что я в это время либо греюсь, либо гримируюсь.