Если вам в жизни не хватает страстей, смело идите на «Кармен-сюиту» в Большом театре. Если же хватает — все равно идите. Мало в какой постановке можно в таком количестве получить обнаженный нерв и изрядный выплеск тестостерона.
Премьера одноактного балета состоялась в Большом театре в 1967 году. Идея принадлежала Майе Плисецкой, которая долгое время мечтала о партии Кармен. Майя Михайловна пыталась привлечь к постановке Дмитрия Шостаковича, а затем и Арама Хачатуряна, но дальше разговоров дело не шло. Наконец, жизнь столкнула ее с Кубинским национальным балетом, а именно, с их главным балетмейстером Альберто Алонсо. Вскоре последний уже приехал в Москву с либретто, а музыку взялся написать муж Плисецкой – композитор Родион Щедрин.
В основе сюжета лежит новелла «Кармен» Проспера Мериме, но сюжет этот изрядно упрощен. Из него исключен показ жизненного фона героев, и действие ограничено взаимоотношениями в любовном треугольнике – множество дуэтов и хореографических монологов, на которых и строится рассказ. «Не люблю суеты. Ни на сцене, ни в жизни…Лишние слова тоже ни к чему» — говорила Плисецкая, и это полностью отражено в постановке ее мечты. Гордая цыганка Кармен влюбляется в солдата Хозе, но быстро охладевает к нему и отдает свое сердце красавцу Тореодору. Хозе в страданиях убивает любимую.
Сценография Бориса Мессерера также не содержит ничего лишнего – пылающий алый цвет заливает сцену с первых тактов музыки, на зрителя смотрят глаза быка – не то животное, не то сама судьба следит за происходящим на сцене. Сценическое пространство превратилось в полудощатый загон, представляющий собой и место боя с быком, и метафорическую арену жизни. Над ареной полукругом стоят стулья с высокими спинками – это и зрители корриды, и в то же время судьи Кармен. Двойственность всех этих символов стала основой сценического решения постановки.
Родион Щедрин для создания музыки взял за основу оперу Бизе, а не новеллу Мериме: «Опера и балет – виды искусства, бесспорно, братские, но и каждый из них требует своей закономерности. Балетный оркестр, мне кажется, должен звучать на несколько градусов «горячее» оперного. Ему надлежит «дорассказать» куда больше, чем оркестру оперному». Действительно, музыка к этому балету, представляющая собой смешение струнных и ударных, сама по себе уже является самостоятельным шедевром. Спектакль необычайный, намного опередивший свое время: сдержанный сюжет, экспрессия хореографической лексики и колоритный ремейк музыки Родиона Щедрина. Возможно, именно поэтому он до сих пор выглядит таким актуальным.
«Кармен-сюита» долгое время исполнялась Майей Плисецкой в партнерстве с великими танцовщиками своего времени – Николаем Фадеечевым и Александром Годуновым. В 2005 году спектакль был восстановлен для Большой театра с личным участием хореографа. Кармен тогда исполнила Светлана Захарова. Также, мало кто сможет забыть исполнение этой партии Ульяной Лопаткиной и Марией Александровой.