Балет
"Коппелия"
Декабрь – время Гофмана. Пора, когда оживают даже куклы. То ли это Коппелия с голубыми глазами, то ли это Щелкунчик с обнаженными зубами. Так или иначе, дамы вперед! Следуя собственным рекомендациям посетить Новую сцену, Большой эксперт готов делиться впечатлениями.
Редкий жанр в данном искусстве — облегченный комедийный балет «Коппелия» поставлен по мотивам мистической, трагической новеллы Эрнста Теодора Вильгельма Гофмана (имя Амадей писатель взял в силу признания таланта Моцарта) «Песочный человек». Отметим, что оригинальный сюжет до наших времён дошёл видоизмененным, сохранив лишь основные черты общего замысла. Первая версия балета была представлена в далеком 1810 году и явила собой коллаборацию трёх мастеров своего дела — сказочника Гофмана, французского хореографа Артура Сен-Леона и композитора Лео Делиба. Конечно, стоит понимать, что с тех самых далеких пор балет также претерпевал множественные изменения, как сюжетные, так и хореографические.

Неотъемлемым и, возможно, ведущим достоинством этой постановки является музыка Делиба, неспроста именно она приводила в восторг великого Петра Чайковского. Осмелимся предположить, что именно благодаря музыкальному сопровождению сегодня этот балет можно отнести к долгожителям. Невообразимую ценность представляют произведения, воспринимаемые как совместно с постановкой, так и в отрыве от нее.

Спектакль возобновлен на арене Большого театра чуть более года назад в редакции Сергея Вихарева. Постановка разбита на три действия, но не отнимет у Вас много времени — всего около двух с половиной часов.

Первое, что важно понимать перед просмотром – хотя балет и является классическим, ожидать возвышенной классики не стоит. Здесь нет поражающих воображение массовых сцен, героики, пронзительных лиричных адажио и разрыва, но есть легкость, наивность, незамысловатый сюжет, словом, все то, что позволит даже самому юному зрителю не скучать. Мы часто слышим вопрос: «Куда вести детей?» Так вот, уважаемые балетоманы, «Щелкунчик», «Зимняя сказка» и «Коппелия» в наши дни — краеугольный камень привлечения детского внимания.

Особое внимание, на наш взгляд, уделено оформлению сценического пространства. В частности, во втором действии заполнение сцены мистической символикой натурфилософии одновременно создает атмосферу волшебной таинственности и вместе с тем направляет зрителя на более глубинное познание сокрытых проблем мироздания.
Дарья Хохлова в партии Сванильды
Первые два действия преимущественно представляют собой красочную пантомиму, разбавленную балетными па. Третье действие парит в яркой хореографической плоскости танца. На фоне именитых постановок не поднимается язык назвать «Коппелию» особенно сложным спектаклем, сей балет считается весьма универсальным в театральном мире по причине того, что может быть исполнен в качестве учебной хореографии юных артистов. И вместе с тем, серьезные исполнители также не пренебрегают остаточным наследием одаренного Артура Сен-Леона. Благо, был такой Мариус Петипа, без лишних волнений заполнивший пробелы хореографии Сен-Леона. Многословное сказочное либретто, которое мы позволим себе не пересказывать, компенсирует недостаток хореографического текста. Тем не менее предположим, что для искушенных любителей танцевальной выразительности все же недостает.

«Коппелия» — это пример чистой классической хореографии со знакомой с детства музыкой и чудесными характерными танцами. Именно поэтому он как никакой другой балет подходит для дебютов молодых артистов.

Главной интригой этого вечера стало первое выступление Дмитрия Смилевски в партии Франца. Недавний выпускник училища, Дмитрий держится на сцене уверенно и раскрепощено, надежно партнерствует, отлично справляется с академичной хореографией, что само по себе уже дорогого стоит. Подкупает его юное обаяние и трогательность. В первых рядах у сцены на поклонах замечен и старший Смилевски, с удовольствием принимавший поздравления с удачным дебютом своего сына.
Дарья Хохлова в партии Сванильды
Дарья Хохлова в партии Сванильды
В этот вечер не состоялся столь ожидаемый дебют Елизаветы Кокоревой в партии Сванильды. На замену ей вышла Дарья Хохлова — артистка с отличной техникой и всегда интеллигентным подходом к танцу. У Дарьи прекрасная Сванильда — озорная, юная, легкая. Скидку на малое количество совместных репетиций делать не пришлось — партнёрство сложилось чрезвычайно удачное.

Как известно, спектакль делают не только ведущие его артисты, но и другие не менее важные исполнители. «Коппелия» богата на зажигательные характерные танцы. В Мазурке блистали красавицы Анастасия Меськова и Оксана Шарова, в Чардаше — прекрасная Екатерина Беседина.

В вариациях нами отмечена Елизавета Крутелева — чрезвычайно чистое и красивое исполнение!

И, конечно, Коппелиус — старикашка с безуминкой, этакий мистический Оффенбах. Если и говорить о пантомиме в этом спектакле, то ее однозначным центром является Коппелиус. Персонаж чрезвычайно важный, хотя его партию танцевально разнообразной и не назовешь. Роль и ценность Коппелиуса в постановке заключена в передаче ощущения таинственной атмосферы волшебства, с чем, безусловно, на славу справился Юрий Островский.

По итогу, спектакль годен к посещению в семейном составе с маленькими любителями, взрослыми ценителями и неподготовленными зрителями (два антракта — бонус для последних). Приятного просмотра!

Текст: Вера Сергеева, Мария Хлопцова

Фото: Батыр Аннадурдыев