Эх, хорошо в стране советской жить!(с) и как же замечательно снова перенестись на пару часов в другое измерение- уже кажущуюся идеальной за давностью лет прошлую жизнь с такими понятными правилами, с теплом и беззаботностью родом из детства, в милую взрослую сказку, где уютно, мирно и душевно, а все проблемы не очень серьёзны и так легко решаемы..
Итак, перед нами балет «Светлый ручей». Впервые поставлен Федором Лопуховым в 1935 году в Ленинграде и вскоре репрессирован. Версия Алексея Ратманского увидела свет в 2003 году, причем Алексею пришлось заново воссоздавать всю хореографию, так как авторская не сохранилась.
Сюжет сего произведения не сложен для восприятия – дело происходит в советской глубинке, куда приезжают в гости столичные артисты-знаменитости. И все бы хорошо, но агроном Петр, женатый человек, влюбляется в красавицу-артистку, да так что готов забыть про свою жену Зину. И конечно, он не может даже себе представить, что две девушки коварно объединятся, решив его проучить. Впрочем, жертвой заговора станет не только Петр. Далее вас ждет настоящая комедия положений и переодеваний и, безусловно, хэппи-энд.
Для постановщика в рамках такого либретто весьма важно понимать, где проходит тонкая грань между юмором и фарсом. Так вот, Ратманскому это понимание не чуждо. Также, этого хореографа всегда отличает небанальная, технически емкая хореография и, по-видимому, качественная работа с артистами. Я объясню, почему. Если ориентироваться на сайт Большого театра, то на данный момент в списках исполнителей значится около десятка исполнителей каждой заглавной партии. И каждый танцовщик чрезвычайно хорош. Да, артисты Большого действительно профессиональны, но подготовить за долгие годы существования спектакля такое количество вводов – непростая работа хореографа и репетиторов.
«Ставя «Светлый ручей», я следовал Шостаковичу и либретто. В балете изумительная музыка с очень выразительными характеристиками персонажей и очень театральное либретто, сделанное профессионально – это любовный водевиль с переодеваниям, такой жанр имеет давние корни в балете: достаточно вспомнить «Тщетную предосторожность» и «Коппелию». От артистов в спектакле мне хотелось добиться искреннего оптимизма широты и энергии – того, что есть в музыке» (Алексей Ратманский)
Особенной яркости спектаклю добавил контраст с ноябрьским ледяным ветром и мелким колючим дождем, «порадовавшим» московского зрителя. И опять кипели колхозные страсти- легкомысленный агроном Пётр (Вячеслав Лопатин) увлёкся заезжей городской артисткой прямо на глазах у жены Зины (Екатерины Крысановой). Зина расстраивалась и плакала, городская прима, подруга детства обиженной жены (Кристина Кретова) — не только красавица, но и умница, разработала хитрый план по возвращению мира в семью, который и был успешно осуществлён при участии множества помощников, с комичными переодеваниями, залихватскими танцами и весёлой путаницей. Спектакль- Антистресс!
Публика ахала и искренне наслаждалась, переходя от тихого хихиканья к повизгиванию и восторженным крикам «браво». Аплодисменты срывали поочерёдно виртуозная Екатерина Крысанова, блистательная Кристина Кретова (какие у них чУдные синхронные дуэты!), уморительная парочка дачников Анастасия Винокур и Алексей Лопаревич, текучий как вода Вячеслав Лопатин, неповторимо пластичный Денис Савин. А ещё ведь были горцы во главе с выразительным Александром Водопетовым, кубанцы, подружки Зины! И много-много зажигательных танцев!!
Отдельного отзыва заслуживает Артемий Беляков, не так давно пополнивший компанию уморительных Сильфов Большого Театра в Ручье. Конечно, роль ещё будет развиваться и обрастать индивидуальными штрихами, но уже сейчас могу отметить задор, настроение, актерскую игру и тонкий юмор без фальши и наигранности (и стройные мужские ноги без трико- это мало кто себе может позволить).
Не знаю, что из спектакля понятно иностранцам, коих всегда великое множество, но нам такие спектакли по душе!