Балет
«Анна Каренина»
Крайне интригует юный гамбургский балет Джона Ноймайера «Анна Каренина». Скрупулёзный процесс создания балета длился четыре долгих года. Премьера в стенах Большого театра состоялась в марте 2018 года, в 2017 году — в вольном городе Гамбурге. Напомню, что ранее «Анна Каренина» уже ставилась Майей Плисецкой, Алексеем Ратманским, Борисом Эйфманом. Однако, Ноймайер предложил беспрецедентную интерпретацию произведения Льва Толстого.

Балет буквально пестрит множеством продуманных деталей, начиная уже с музыкального сопровождения. Балетмейстер не ограничивает себя в выборе одного композитора, поэтому в своем спектакле использует творчество Чайковского в качестве основы, Шнитке — для выделения остросюжетных линий, а также кантри-фолк Кэта Стивенса. Вопреки первоисточнику время действия картины задумано как современное, вызывая, таким образом, у зрителя чувство большей вовлеченности. Одни только костюмы героев дают отсылку на время: современный деловой стиль Каренина и Анны, Мужик, трагически погибший на перроне, одет в оранжевый костюм дорожного рабочего, при этом облик Левина в клетчатой рубашке в стиле кантри несколько выбивается из общей концепции.
Кристина Кретова в роли Анны Карениной
Очевидно, что выбор аскетичных геометрических форм в декорациях в стиле неопластицизма вызван нежеланием маэстро отвлекать зрителя факультативными элементами от экспрессивной игры артистов.

Первое действие начинается с появления Каренина и его семьи в окружении агитационных транспарантов в поддержку его предвыборной компании. Политическая карьера Каренина здесь — символ честолюбия и, как следствие, наигранности и отчужденности в отношениях с Анной. Допускаю замешательство, которое будет испытано неподготовленным зрителем: Вронский, наш герой, притягательный атлет, играющий в лакросс. Линия параллельного конфликта полигамных отношений Стивы и Долли оттеняет проблему в доме Карениных.
Кристина Кретова в роли Анны Карениной, Артемий Беляков в роли Вронского
«Анна Каренина» — потрясающая и детально продуманная хореодрама. При этом, хореография, надо сказать, довольно разнообразна, хотя и не перенасыщена сложными техническими элементами, что, в общем, не требуется для этого спектакля. Каждая сцена и мизансцена несут внушительный эмоциональный заряд. Джон Ноймайер – действительно гений современности, мастер психологических приемов: весь спектакль – игра по оголенным нервам всех присутствующих в зале. Звуки хлопающих дверей в высшей точке напряжения действия – бесспорная находка. Образ мертвого Мужика в оранжевом комбинезоне — символ жуткого предзнаменования. Исполнитель этой немаловажной партии (Александр Водопетов) лично на меня произвел мощное впечатление, а к концу показал нам парочку сложных поддержек. Необыкновенная роль, являясь второстепенной, тянет основную идею сюжета на протяжении всего спектакля.

Весьма значимым вкладом считаю вынесение партии Сережи-сына на первый план. Всегда мои аплодисменты артистам, которые исполняют не главные партии и, тем не менее, способны вдохнуть в них свою яркую индивидуальность.

И, конечно, Анна Каренина — Кристина Кретова. Ранее я уже отмечала ее драматические таланты, и здесь они раскрылись во всем своем многообразии. Ей действительно удалось поймать в себе чувства противоречивой натуры героини, обессилевшей от собственных метаний. Одной из самых ярких является сцена родов, эмоционально обнаженная и пережитая столь чувственно, что у зрителя стирается отчетливое понимание, где именно игра заканчивается. Действительно, Браво!

Одобрено и рекомендовано к просмотру тем, кто готов разбавить классику современной постановкой.

Текст: Вера Сергеева

Фото: Батыр Аннадурдыев