Место действия неизменно. Минуло уже более 4-х лет с момента премьеры. Наконец, решаюсь и я изложить свое скромное резюме.
Творческий триумвират (Серебренников – Демуцкий – Посохов) сотворил занятный арт-продукт под софитами. Балет «Герой нашего времени» по мотивам одноименного романа М.Ю. Лермонтова – первая совместная работа Демуцкого – Посохова – Серебренникова, где последний дебютировал в качестве балетного режиссера, поставлен на музыку приглашенного им композитора (чья рука прежде не касалась балетных партитур) Ильи Демуцкого, хореография Юрия Посохова. Сегодня серьезная тема, давайте разберемся как обстоят дела.
Серебренников лишь тезисно обрисовал сюжет, сузив Лермонтовский контекст до точек наивысшей эмоциональной ценности. Либретто, необычайно объемное, состоящее из фрагментов романа, не способствует пониманию зрителя, для этого необходимо уверено владеть оригиналом. Скажу ужасное – вопреки общим настроениям, не считаю, что данное произведение в полной мере подходит для трансформации в театральную постановку. «Герой нашего времени» одна из сложнейших новелл в классической русской литературе, и даже обилие деталей, хитрое изложение, сложноподчиненная конструкция, как ни старался режиссер, не имеют возможности раскрыть его в полной мере. По моему мнению, любая экранизация «Героя» всегда будет проигрывать рукописи. Но даже при этом заключении субъективного порыва, спектакль, действительно, необычайный.
В отличие от романа, который состоит, как мы помним со школьных табуреток, из пяти частей, Серебренников выбрал для своей постановки лишь три из них, те самые главы, где на общем фоне философских проблем, женская линия выделена наиболее ярко. Структурно спектакль представляет собой цикл одноактных балетов — глав, не без нарушения исторической хронологии («Бэла» «Тамань», «Княжна Мери»), полностью отличных друг от друга и связанных между собой лишь одним персонажем. Монументальным столпом постановки следует считать идею иллюстрации разобщенной личности Печорина, раздробленной режиссером на три эпизода. Дабы наиболее наглядно преобразить феномен неоднородности главного героя, Серебренников, в каждом фрагменте задействовал разных артистов, исполняющих одну роль, отличную лишь временными рамками. Такой прием дает возможность зрителю распознать различные грани девиантной философии Печорина, хоть и в сколько – нибудь примитивном изложении, что по сути является первостепенной задачей режиссера.
Сама музыка, по мне – безоговорочно в десятку, многозадачная, сложная для восприятия, рваный ритмический рисунок на удивление томно оседает на декорациях, рождая реальную атмосферу – именно музыкальный аккомпанемент доходчиво ведет зрителя вдоль каждого сюжета. Бездумно – ясная музыка не имеет права на описание этой истории. Звучание оперных арий со сцены, словно из параллельной реальности, впустило осязаемую духовность и оказало внушительный эффект.