Балет
"Иван Грозный"
В этом мире можно вечно смотреть на три вещи – как горит огонь, как течет вода и как танцуют в Большом театре балеты Григоровича. Абсолютные шедевры, не устаревающие, не требующие никаких изменений и обновлений. Зубодробительная хореография маэстро подвластна не каждому артисту, поэтому у нас каждый исполнитель Спартака или Мехменэ на вес золота. Эти спектакли невозможно станцевать без души, без огромной внутренней энергии и понимания роли. Они требуют от артиста не только высококлассной техники, но и полной самоотдачи, порой до изнеможения. То же относится и к «Грозному». Поэтому вводы новых артистов в этот балет чрезвычайно редки, что не может не радовать — здесь нет места для экспериментов.

И все же есть то, что отличает «Грозного» от остальных не менее шедевральных творений Григоровича. Когда смотришь «Спартак», погружаешься в атмосферу древнего Рима, гладиаторов, крови, насилия, рабства и войны. В «Легенде о любви» кружит голову арабская вязь танца и сладкий дурман восточных сказок. Но в «Грозном» есть намного большее — наша великая история, как зеркало отражающая для нас русский дух, менталитет, генетическую память поколений. И вот оживают страницы школьных учебников, картины музеев, образы икон, былины и скупые исторические факты.
И. Васильев в роли Грозного
И. Васильев в роли Грозного
В центре сюжета личность царя Ивана IV, его становление как царя и как личности, любовь к царевне Анастасии, которую подло травят бояре, в результате чего Ивана охватывает безумие, он яростно мстит заговорщикам и вводит на Руси опричнину, в этот момент проходя точку невозврата. Склонный с детства к яростным и жестоким поступкам, царь окончательно теряет светлое начало в себе. Параллельно с этим мы можем наблюдать ещё одну историю — князь Курбский, богатырь и великий воин, трепетно влюблён в Анастасию, но тем не менее позволяет боярам отравить ее, а затем в муках и страданиях покидает Русь, избегая страшной расправы.

В двух словах сюжет выглядит именно так. Но как много в этом балете деталей и штрихов, которые невозможно описать в рамках даже нескольких страниц текста. Во-первых, невозможно не упомянуть потрясающие декорации Симона Вирсаладзе — лики святых, очертания куполов соборов, колокола — полное погружение в эпоху и атмосферу того времени. И, конечно, музыка Сергея Прокофьева, такая значительная, величественная. Этот симбиоз хореографии, сценографии и музыки действительно полностью погружают зрителя в действие — мы радуемся взятию Казани, скорбим и оплакиваем царицу, мстим боярам и вместе с царем разрываемся на куски в финале.
М. Лобухин в роли Грозного
Мне посчастливилось видеть разные составы «Грозного». Вступать в споры, кто лучший Грозный, заведомо проигрышное дело, истины здесь не может быть, поскольку каждый исполнитель здесь обязан обладать не только техникой экстра-класса, но и мощной энергией, харизмой, умом, именно тогда балет становится не набором движений, а искусством.

В этот вечер на сцене был любимый многими Иван — Иван Васильев, абсолютно «мой» Грозный. Говорят, когда этот артист выходит на сцену, он обнимает ее всю. Обнимает и греет. Потому что иначе не умеет. «Грозный» Васильева менее демоничен, чем у Михаила Лобухина (другой исполнитель сей роли), он изначально играет на светлой стороне – сильный царь, великолепный воин, умеющий любить и страдать. Тем больнее смотреть сцену отпевания Анастасии, когда царь с телом возлюбленной на руках, задает вопрос Богу – за что ему это, ведь он старался быть хорошим и честным правителем, а у него отняли все, что он любил и ценил. Можно считать эту сцену ключевой во всем спектакле – именно в этот момент происходит превращение царя в мстительного безумца. Невольно задаешься вопросом – а если бы этой смерти не было? Но история не терпит сослагательного наклонения, и мы имеем то, что есть, а именно — появление опричников, месть боярам и Царя, истощенного собственным безумием и мнительностью. С этого момента в его жизни есть только власть, и он ее больше никогда не упустит.
О. Смирнова в роли Анастасии, И. Васильев в роли Грозного
Для меня открытием в этот вечер стала Ольга Смирнова. Еще никогда не видела в этой исполнительнице столько нежности и света. Бесконечные линии, потрясающе красивые позы и бисерное па-де-буре.

Князь Курбский, пожалуй, самый сложный и противоречивый персонаж в этом сюжете. Нужно очень хорошо знать либретто и внимательно следить за пантомимой, чтобы понять, что перед нами любовный треугольник, что Курбский не просто красиво прыгает, а страдает, мучается, терзается. Потому эта партия сложна не только технически. Как сделать так, чтобы твой герой не померк в густой энергии заглавного персонажа – на этот вопрос каждый исполнитель должен найти свой ответ.
А. Овчаренко в роли Князя Курбского
А. Овчаренко в роли Князя Курбского
Резюмируя все вышесказанное, могу от души посоветовать обязательно посмотреть этот балет. К сожалению, в репертуаре Большого театра он очень редкий гость, в прошлый раз спектакль шел почти два года назад. Но то, как любят этот балет и артисты, и зрители, дает таки надежду, что мы ещё не раз его увидим и не раз обсудим.

Текст: Мария Хлопцова

Фото: Батыр Аннадурдыев