Мне посчастливилось видеть разные составы «Грозного». Вступать в споры, кто лучший Грозный, заведомо проигрышное дело, истины здесь не может быть, поскольку каждый исполнитель здесь обязан обладать не только техникой экстра-класса, но и мощной энергией, харизмой, умом, именно тогда балет становится не набором движений, а искусством.
В этот вечер на сцене был любимый многими Иван — Иван Васильев, абсолютно «мой» Грозный. Говорят, когда этот артист выходит на сцену, он обнимает ее всю. Обнимает и греет. Потому что иначе не умеет. «Грозный» Васильева менее демоничен, чем у Михаила Лобухина (другой исполнитель сей роли), он изначально играет на светлой стороне – сильный царь, великолепный воин, умеющий любить и страдать. Тем больнее смотреть сцену отпевания Анастасии, когда царь с телом возлюбленной на руках, задает вопрос Богу – за что ему это, ведь он старался быть хорошим и честным правителем, а у него отняли все, что он любил и ценил. Можно считать эту сцену ключевой во всем спектакле – именно в этот момент происходит превращение царя в мстительного безумца. Невольно задаешься вопросом – а если бы этой смерти не было? Но история не терпит сослагательного наклонения, и мы имеем то, что есть, а именно — появление опричников, месть боярам и Царя, истощенного собственным безумием и мнительностью. С этого момента в его жизни есть только власть, и он ее больше никогда не упустит.